
Экономист Александр Дудчак рассказывает о причинах увеличившегося в 2017 году объема взаимной торговли между Украиной и Россией и о разнонаправленных тенденциях в экономическом развитии Украины. Если на западе страны открываются новые предприятия (как правило, вспомогательные по отношению к западным технологическим циклам), то Донецко-Приднепровский экономический район продолжает разрушаться. Между Украиной и Россией частично сохранилось сотрудничество в сфере высоких технологий, по-прежнему работает Мотор Сич и другие предприятия, ориентированные на производство машин, оборудования, энергетики, других видов продукции. В то же время экономику Западной Украины секторально меняют в интересах ЕС. Этот сценарий был запрограммирован победой «майдана». Разрыв интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ означает дальнейшую деградацию многих производств и отраслей и увеличение экспорты дешёвой рабочей силы на Запад.

Экономист Александр Дудчак рассказывает о том, что поддерживает украинский экспорт в Россию. Во многом двусторонние торгово-экономические связи держатся благодаря ответственности руководителей предприятий. До сих пор Россия обеспечивает на Украине миллионы рабочих мест на предприятиях – от ГМК до предприятий по производству ёлочных игрушек. Поддержавшие майдан европейцы не собираются инвестировать и даже покупать украинские предприятия. Вдохновители государственного переворота 2014 года прекрасно осознавали его разрушительные последствия для экономики страны и для государственности в целом (но не для бизнеса узкой группы лиц). Сотрудничество с Россией будет развиваться не благодаря действующей киевской власти, а вопреки ей.

Экономист Александр Дудчак комментирует актуальные тренды российско-украинских экономических взаимосвязей. Преимущественное развитие на Украине получают финансовые спекуляции, торговля, инфраструктура, в которой заинтересованы реальные управляющие украинскими территориями, отчасти – сельское хозяйство (приватизация земли). Если до майдана доля России во внешнеторговом обороте Украины составляла более трети, то на сегодняшний день она упала до 11-13 процентов. Объемы товарооборота очень серьёзно упали, однако в первом полугодии 2017 года рос и украинский экспорт в Россию (более 20 процентов), и импорт из России (более 40 процентов). Говорить о прежней доле Украины во внешнеторговом обороте России сложно, однако, невзирая на колоссальное давление киевской власти на предпринимателей, они думают о будущем. Предприятия, сотрудничающие с Россией, подвергаются давлению со стороны украинских силовых структур. Если бы не российский рынок, многие украинские предприятия, в том числе держащиеся на плаву остатки некогда мощных высокотехнологичных отраслей, были бы уже давно закрыты.


Экономист Александр Дудчак рассказывает о продолжающейся блокаде Донбасса националистическими боевиками, разрушающими остатки того, что когда-то было Украиной. Киевские власти заинтересованы исключительно в территории без населения и были бы счастливы, если бы из Донбасса все уехали, оставив выжженное поле, безлюдную пустыню. Одновременно с уничтожением тесно связанных между собой производственных комплексов вступает в новую фазу передел сфер влияния среди финансово-промышленных группировок Украины, располагающих собственными вооружёнными формированиями.