Информационно-аналитическое издание

Виктор Чижиков: «Мишка налагает на меня ответственность…»

Иллюстратор детских книг Виктор Чижиков
Версия для печатиВерсия для печати

26 сентября исполнилось бы 85 лет выдающемуся отечественному иллюстратору детских книг Виктору Чижикову. Создатель образа олимпийского Мишки не дожил до юбилея совсем немного – художник ушёл из жизни 20 июля, в год празднования 40-летия Московской олимпиады.

Его знаменитый медведь за эти сорок лет пережил не только триумф, но и множество злоключений. С самого момента создания Чижикову было отказано в признании его авторских прав, и с тех пор образ Мишки бесконтрольно эксплуатируется – подчас в искажённом виде. Известна неприятная история, когда художник по инициативе группы юристов судился с телеканалом НТВ за использование образа Мишки и проиграл – суд не признал его авторства. Надо отметить, что медведь был использован телевизионщиками весьма фривольным образом: в течение 33 передач он «летал» в самых разных местах – то фигурировал в качестве наколки на груди какого-то подозрительного типа, то оказывался занесённым к стриптизёршам.

А в чешском «музее коммунизма» Мишке пририсовали автомат Калашникова и сняли пояс с олимпийскими кольцами – плакат с этим изображением был расклеен в пражском метро.

Автора такое положение дел расстраивало и возмущало, о чём он неоднократно говорил в интервью:

«…Я бы, например, не согласился, чтобы на моего героя навешивали автомат. Мишка был создан для совершенно иных целей. Это спорт, это гостеприимство, это радушие хозяина Олимпийских игр, и не более…»

Чижиков сделал множество эскизов медведя, пока нашёл тот самый:

«То, что мне поручили, я сделал хорошо. То, что вы разрушаете моё создание на протяжении 35 лет – ни извинений, ни отчётов, отсутствие авторских прав – это никого не волнует. Я не пойду в Международный суд, чтобы уличить там пару паршивцев... Мишка налагает на меня ответственность: не суетиться. Ты создал героя и относись к нему как к герою!»

Ходят слухи, что рисунок Чижикова видели даже в Новой Гвинее, на Берегу Миклухо-Маклая. Наши моряки торгового флота, зайдя в местный бунгало, увидели какого-то шамана, за спиной которого висел плакат с изображением олимпийского мишки.

А та самая фигура медведя, которая улетала с олимпийского стадиона в 1980-м, какое-то время хранилась в павильоне «Юный техник» на ВДНХ, а потом её съели крысы.

Однако судьба олимпийского медведя – чуть ли не единственная печальная история в творческой истории Чижикова. Всю жизнь он посвятил иллюстрированию детской книги. С ранней юности до последних лет художник был востребован, работал много и с наслаждением, не теряя любопытства и жизнерадостности.

С детства будущий иллюстратор получал яркие впечатления. Сильным было влияние отца-архитектора, который был призван в Красную армию в 1942 г. и присылал сыну рисунки с фронта. На одном из них отец изобразил себя в форме морского пехотинца, втыкающего штык в зад наклонившемуся фашисту. На обратной стороне была подпись: «Это папка даёт немцу пить из Волги». Юный Чижиков вдохновлялся примером отца и дома разрисовывал стены.

Важная встреча случилась у будущего художника в эвакуации: там он познакомился с дядей Лёвой, одиноким инвалидом, вернувшимся с фронта без обеих рук. Познакомились они так: безрукий мужчина спас маленького Чижикова, тонувшего в Волге. Несмотря на тяжкие увечья, дядя Лёва умудрялся неплохо рисовать, вести стенгазету и заведовать почтовым отделением. Кроме того, он устроил «книжный клуб» – собирал у себя в доме детишек, как местных, так и эвакуированных, и вместе с ними читал книги.

Поразительная история, в очередной раз напоминающая нам, сколько настоящих героев страны не узнано, не признано, сколько прекрасных скромных людей где-то в деревнях, в маленьких городках творят настоящие чудеса, о которых, быть может, никогда не узнают в столицах.

Ещё одно яркое и судьбоносное детское воспоминание Чижикова – встреча с Корнеем Чуковским. Маленький Чижиков подбежал к писателю и попросил того отдать ему свой букет. Потом художник признавался, что это был самый красивый букет в его жизни – с красными, синими и жёлтыми цветами. Чуковский, можно сказать, благословил мальчика, отдав ему цветы. А Чижиков много лет спустя вспоминал эту встречу, когда иллюстрировал «Доктора Айболита».

Его работы полны озорства, его линии и штрихи энергичны, композиции динамичны и всегда создают эффект интенсивного движения — всё вращается, куда-то летит, бежит, стремится. Его персонажам не сидится на месте, они пышут жизнью и здоровым азартом. Художник говорил, что предпочитает рисовать сюжет, в котором есть «интрига», пусть даже это будет «мордобой – чем больше людей дерутся, тем мне интереснее». 

Поразительно, но факт: художник страдал дальтонизмом. В это трудно поверить, глядя на его яркие и сочные работы.

Он очень пристально относился к прорисовке деталей: считал, что детская книга – важнейший источник познания мира для ребёнка, и что на рисунках всё должно быть «правильно», полностью соответствовать законам природы и взаимосвязям всего живого в мироздании, будь то изображение животного или воспроизведение какого-нибудь механизма.

Художник утверждал, что он не лирик, а юморист. Ироничные улыбчивые зубастые коты стали одним из знаков авторского стиля Чижикова – он создал огромное количество «кошачьих»  изображений. В конце концов, в соавторстве с Андреем Усачёвым эти коты были «подытожены» в великолепном издании «333 кота». Усачёв сочинил небольшие стишки к котопортретам Чижикова.

Детские книги всегда играли огромную роль в формировании вкуса, чувства прекрасного, нравственных устоев, в развитии воображения у подрастающего поколения. Все мы помним свои первые, давно и горячо любимые книжки, которые многократно перелистывали и заучили наизусть. Иллюстрировали их настоящие мастера – Г. Калиновский, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, братья Траугот, Г. Спирин и др.

Филолог Юрий Левинг в статье памяти художника писал: «… Чижикову говорить много не нужно было. Он просто из своего частного рабочего угла десятилетие за десятилетием, целенаправленно и деловито формировал эстетику сначала советского, а позже и постсоветского ребёнка. Дети вырастают, имена художников забываются (если говорить начистоту, многие никогда и не утруждаются запомнить неблагодарную мелкую подпись), но корпус их работ, этот пигментный нарратив с годами приобретает монолитность, превращаясь в то, что принято называть «стилем эпохи».

В среде критиков СССР мнение, что в советское время представители творческих профессий буквально «бежали» в детскую литературу,  иллюстрацию, мультипликацию, чтобы укрыться от идеологии соцреализма и её цензуры. Вот что В. Чижиков думал по этому поводу:

«Так говорят люди, которым это выгодно. А те, кто естественным образом влился в детскую литературу, так не считают. Мои друзья никогда не были ни диссидентами, ни идеологами. Какая идеология, когда у Лосина, например, были великолепные иллюстрации к «Генералу Топтыгину» Некрасова, когда у него пушкинский Балда – это обалдеть можно, какой замечательный тип! Его никто никогда не загонял в детскую литературу – он её выбрал. Он мог быть великолепным живописцем – это рисовальщик экстра-класса! Убежищем детская литература была для халтурщиков, когда душа не звала в детскую литературу, а вынужден был где-то перекантовываться – но это не о моих друзьях и не обо мне». 

Сам Чижиков состоял в союзах журналистов и художников, при этом оставаясь вдали от конфликтов и интриг. Работал, как бы сейчас сказали, фрилансером – заказы от разных издательств и журналов брал на дом.

Иллюстрация В.Чижикова к книге Э.Успенского «Меховой интернат»

Иллюстрация В.Чижикова к книге Э.Успенского «Меховой интернат»

Отрадно, что есть достойная смена в кругу детских иллюстраторов. Появляются новые издательства детской литературы, например «Розовый жираф» или «Самокат». С помощью молодых талантливых художников – М. Покалева, З. Суровой, И. Олейникова, В. Семыкиной и других – они формируют  обновлённое и свежее, современное лицо детской книги. Стали также появляться интерактивные книги для планшетов, где картинки могут двигаться – в те времена, когда Чижиков создавал своих персонажей, подобное казалось фантастикой. В разработке художественной части и здесь задействованы замечательные художники. Правда, новые книги не печатаются такими тиражами, как это бывало в советские времена, когда миллионы книг расходились по всей стране.

В. Чижиков считал: чтобы найти путь к сердцу современного ребёнка, избалованного всяческими гаджетами, нужно всего только быть искренним. Хочется надеяться, что так и есть, что искренность по-прежнему будет находить отклик среди новых поколений. И что новейшее время породит новых искренних детских художников, работы которых будут совсем нестрашными и очень добрыми.

На фото. Иллюстратор детских книг Виктор Чижиков

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru