Информационно-аналитическое издание

После украинского раскола Варфоломей берётся за раскол вселенский

Папа и Фанар
Версия для печатиВерсия для печати

Практически незамеченной оказалась пресс-конференция папского нунция в Российской Федерации архиепископа Челестино Мильоре, прошедшая в РИА «Новости» 9 декабря. А ведь на ней были объявлены планы по проведению ни много ни мало Вселенского собора с целью объединения римско-католической и православной церквей. Определена и «красивая» дата – 2025 год, 1700-я годовщина Первого Вселенского собора 325 года в Никее. Сегодня – это турецкий город Изник.

Папский нунций в РФ Челестино Мильоре заговорил о Вселенском соборе в 2025 году

Папский нунций в РФ Челестино Мильоре заговорил о Вселенском соборе в 2025 году

«Надеемся, что Вселенский собор состоится, но кто-то должен его созвать. Это должен быть один человек, который его созовёт, – сказал монсеньор. – В будущем мы найдём способ, как созвать Вселенский собор, найдём формулу, как собраться вместе».

О возможности и даже необходимости проведения такого собора неоднократно говорили и патриарх Варфоломей с папой Франциском. Так, перед очередной сентябрьской встречей предстоятелей церквей в Ватикане Константинопольский патриарх в интервью информационному порталу Vatican News отметил существенный прогресс, достигнутый за последние полвека на пути к единству между католиками и православными. Несколькими годами ранее, также во время их дружеской встречи, на этот раз в Турции, папа римский заявил: «Как мы можем достоверно возглашать учение Христа, если между нами существует рознь?» А Варфоломей подхватил инициативу, отметив: «Мы больше не можем позволить себе роскошь действовать изолированно».

Вспомним, что сопредседатель смешанной комиссии по православно-католическому диалогу со стороны Константинополя архиепископ Иов (Геча) – один из «отцов-основателей» ПЦУ – ещё в 2016 году написал программную статью, в которой заявил, что между римо-католической и православной церквями существует всего лишь «разрыв общения».

Один из «отцов-основателей» ПЦУ архиепископ Иов (Геча)

Один из «отцов-основателей» ПЦУ архиепископ Иов (Геча)

Вполне возможно, что первым этапом станет именно «восстановление» такого общения в плане Евхаристии, то есть совместное совершение Божественной литургии. Ведь особых препятствий к этому, судя по всему, Константинополь не видит. К тому же Варфоломей всё чаще совершает совместные богослужения с католиками. Так, 12 ноября он не только посетил общину ордена цистерцианцев аббатства Нотр-Дам де Сент-Реми в Рошфоре, но и принял участие в совместном вечернем богослужении. При этом патриарх был не один, а в сопровождении афонских насельников: иеромонаха Феофила из монастыря Пантократор и игумена монастыря Ксенофонт архимандрита Алексия. Сайт аббатства восторженно сообщает о том, что «во время вечерней службы в главном храме монастыря хор шеветонских монахов … исполнял греко-славянские и византийские гимны в полном соответствии друг с другом».

Варфоломей на совместном богослужении с католиками в аббатстве Нотр-Дам де Сент-Реми в Рошфоре

Варфоломей на совместном богослужении с католиками в аббатстве Нотр-Дам де Сент-Реми в Рошфоре

Таким образом, становится все более очевидной подготовка к новой унии между Ватиканом и Фанаром. При этом слова папы Франциска о том, что «сегодня путь униатства неприемлем» и, более того, «сегодня он недопустим», адресованы украинским грекокатоликам.

Вообще-то проведение Вселенского собора было запланировано после собора Всеправославного, который должен был состояться в еще 2016 году. Вот, что говорил руководитель информационного отдела Константинопольского патриархата о. Досифеос Анагностополос в интервью «Российской газете»: «Патриарх Константинопольский намеревается призвать всех собравшихся помочь в организации нового, восьмого по счету, Вселенского собора. Есть основания предполагать, что турецкое правительство не будет возражать против подобной инициативы. Но необходимо, чтобы весь христианский мир согласился с этим начинанием и чтобы поместные церкви попросили правительства своих стран поддержать его». И добавил: «Это абсурд, что мы, христиане, не можем договориться между собой, несмотря на многочисленные опасности, грозящие церкви Христовой».

Неизвестно, каким именно образом Фанар собирался протащить решение об объединении с католиками, но Всеправославный собор так и не состоялся, Константинополю пришлось довольствоваться т. н. Критским собором. Как известно, в нём отказался участвовать ряд Поместных церквей, в их числе и РПЦ. Многие эксперты связывают нынешнюю агрессию Фанара против Русской церкви именно с обидой патриарха Варфоломея за события 2016 года и его личной местью за унижение. Но это только часть настоящей причины тех событий, которые мы сегодня наблюдаем.

Совершенно очевидно, что Русская православная церковь никогда не согласится на унию с римо-католиками. Поэтому для получения хоть какого-то результата Фанару необходимо максимально ослабить РПЦ. Вот и происходит церковная агрессия на Украине с созданием раскольничьей ПЦУ.

Ситуация, сложившаяся сегодня на Украине, вполне может рассматриваться, как некий эксперимент, в котором в роли лабораторных мышей выступают не совсем православные – раскольники ПЦУ и не совсем католики – УГКЦ. Об их объединении постоянно заявляют разные лица, в числе которых не только руководители данных структур, но и чиновники высокого ранга. Так «исследователи» моделируют процесс создания новой унии на ограниченной территории. Но сама по себе модель идеальна: не имеющие особого веса пэцэушники и чужие для православного большинства жителей Украины униаты на фоне многомиллионной УПЦ МП, которая, очищаясь, только укрепляется, – это ли не олицетворение Фанара с Ватиканом на фоне Поместных православных церквей, не приемлющих тех и других? Хотя и очевидно стремление Константинополя связать некой круговой порукой греческих патриархов, чтобы не столько разделить ответственность за образование новой церковной структуры на Украине, сколько максимально привлечь их на свою сторону.

Украинские униаты и пцушники на пути к объединению

Украинские униаты и пэцэушники на пути к объединению

В свете становящейся все более реальной новой унии интересно, как поведут себя те из предстоятелей Поместных церквей, которые признали раскольничью ПЦУ? Склонят головы перед римским папой? Возможно и такое. Но остальное священноначалие и духовенство вряд ли за ними последует. Уже сегодня существует чёткая оппозиция предстоятелю Элладской церкви архиепископу Иерониму. Африканские священники, относящиеся к Александрийскому патриархату, также выступили с открытым письмом, в котором заявляют, что «столь ответственное решение было принято без того, чтобы спросить мнение африканских священнослужителей, хотя именно африканцы составляют большинство клириков и прихожан Патриархата Александрии» и заявляют о том, что не согласны с этим решением. При этом, «как в Церкви Греции многие священники и даже епископы высказали свое несогласие с аналогичным решением о признании украинских раскольников, так и мы полагаем, что у нас есть не меньше прав высказывать своё мнение. Мы сожалеем о неожиданном решении Александрийского Патриарха, и мы хотели бы, чтобы оно было пересмотрено». Тем временем глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) в эфире телеканала «Россия-24» заявил: вполне возможно, что Русская православная церковь начнёт открывать приходы в Африке, если Александрийский патриархат будет поддерживать украинский раскол. Как известно, в Турции уже отрываются приходы РПЦ. Таким образом, руководство церквей, признавших ПЦУ, вполне может остаться без клириков и прихожан.

Вот и предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом 22 декабря заявил следующее: «Я взял на себя инициативу. Имел общение со всеми предстоятелями. Мы ждём и надеемся, что Константинопольский патриарх поймёт свою ошибку. Другие предстоятели вряд ли признают Епифания. Хотя и имели место попытки нажать на Иерусалимского патриарха, однако он не поддался». 25 декабря стала известна позиция Грузинской православной церкви, которая не намерена признавать ПЦУ – таково решение патриарха Илии, авторитет которого непререкаем. При этом внешнее давление на Грузинскую церковь продолжается.

Священный Синод УПЦ МП в своём заявлении от 6 декабря отмечает: «Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским патриархатами, но касается всего мирового Православия – всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой… Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией».

На этом фоне все более очевиден несомненный факт, что тот мизер прихожан, которых реально представляет Фанар, явно недостаточен для получения солидных преференций в планируемом новом мировом церковном порядке под эгидой Ватикана. Да и амбициозное стремление Варфоломея войти в историю как «патриарх, восстановивший единство церкви после раскола 1054 года» в реальности грозит обернуться новым и теперь окончательным падением Константинополя. 

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru