Информационно-аналитическое издание

Посланники православного Минска в Харькове

Версия для печатиВерсия для печати
Поет хор храма в честь священномученика Александра (Петровского)
 
В этот день, 25 июня, сошлось многое. И общее благоухание Праздника Святой Троицы, и свет, исходивший от прибывшей в Харьков личности, которая собрала сотни харьковчан в зале Успенского собора (здесь пока располагается органный зал областной филармонии), — известного регента и композитора православной духовной музыки матушки Иулиании (Ирины Денисовой) из Минского Свято-Елисаветинского монастыря. Это была творческая встреча, совмещенная с концертом. Как оказалось — первый у матушки авторский вечер.
 
 
В лице м. Иулиании (Денисовой) и ее песнопений православный Минск прибыл в Харьков. Подчеркнем, что именно в этот день славяне всего мира, а нас около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Праздник этот учрежден для того, «чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом». Он наиболее широко отмечается тремя дружественными странами — Россией, Украиной и Беларусью, и это праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Не следует забывать также, что славяне составляют основную часть населения Европы.

Тема единства славян была актуализована и недавним заявлением А. Лукашенко о русском языке в Белоруссии. Время подтвердило правильность решения о придании в Беларуси русскому языку статуса государственного. Ведь, отметил А.Лукашенко, «для белоруса русский язык не чужой, а родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов», он является «фундаментом одной из величайших в мире культур - это общее достояние всех народов, которые когда-то создавали наше единое Отечество».
 
В условиях растущей фашизации Украины хорошо было бы внимательно прислушаться к словам белорусского руководителя: «Сегодня в это сложно поверить, но были времена, когда крайние националисты хотели изгнать из Беларуси не только русский язык, но и всех русских людей. К счастью, мы победили эту опасность». В республике удалось «построить мирную, спокойную, добрую страну, в которой никому даже в голову не может прийти мысль притеснять человека из-за того, что он говорит на каком-то не том языке. …Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы».
 
* * *
 
На чистом русском языке шло и общение с матушкой Иулианией в Успенском соборе. Все два с половиной часа, весь жаркий июньский вечер. Теплота и радушие здесь были таковы, что все позабыли о времени, даже администрация концертного зала. Песнопения, автором или аранжировщиком которых она является, звучали в этот вечер на церковнославянском, русском и белорусском.
 
О жизненном пути, о приходе к вере и Богу современного деятеля культуры Ирины Денисовой, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, матери троих взрослых детей, многие интересующиеся современной православной музыкой знают по часовому фильму «Инокиня», снятому документалистом Галиной Адамович.
 
Побили рекорды по числу прослушиваний и перепостов в Интернете «хиты» матушки, а более всего — «Всего-то навсего».
 
Всего-то навсего: полюби,
сердечком-свечкою засветись!
Тогда, как рыба в речной глуби,
вверху увидишь иную высь…
 
Прозвучали они, разумеется, и в Харькове – как венец встречи, в конце.
 
 
«Всего-то навсего». Матушка Иулиания дирижирует сводным коллективом, собравшим певчих двух харьковских хоров — храма в честь священномученика Александра и Покровского монастыря
 
Матушка потом подчеркнула, что ей было удивительно слушать свои произведения в таком полноконцертном объеме в исполнении не ее коллектива, в непривычной для нее интерпретации (а руководит она сразу двумя ансамблями Елисаветинской обители — Праздничным хором и хором сестер). К слову сказать, матушка композитором себя не считает. Но музыку пишет уже практически два десятилетия.
 
Ведущий вечера протоиерей Федор Воскобойников, известный в городе хоровик, в начале встречи, напомнив о сошествии Святого духа на апостолов и призвании их к единению, подчеркнул, что целью этого собрания — в связи с приездом матушки Иулиании в Харьков — является и сама встреча, и обретение некоего нового духовного опыта.
 
 
Харьковский Успенский собор. В нем молились шесть монархов из династии Романовых
 
* * *
 
Концерт открыл хор храма в честь священномученика Александра (Петровского). Матушке привелось побывать в этот день в этом новом храме жилого массива ХТЗ. Дирижировала коллективом его руководитель Юлия Воскобойникова.
 
Хор исполнил 8 опусов. Прозвучало и повсеместно исполняемое сегодня произведение И. Денисовой «Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение…». По ее словам, первоисточником данного сочинения стала известная белорусская народная песня «Ой, рэчанька-рэчанька...». Мы помним, что с этой песней в 1978 г. нашу большую страну познакомил ансамбль «Песняры».
 
Особое движение слушательских сердец и крики «Браво!» вызвал народный белорусский духовный стих, не требующий в Харькове перевода, «Ой, шли-прайшли тры янгалы» с пронзительным финалом: «Ой, у нашому раю жить весело; / жить весело, тольки некому…»
 
Затем на сцену органного зала вышел хор харьковского Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой, исполнивший в первом отделении 5 сочинений И. Денисовой, один Полиелей и кондак из Акафиста, чтимого перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», а также известное песнопение на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) «Пресвятая Богородице» с таким началом:
 
Пресвятая Богородице,
Всем скорбящим Утешение.
Ты избави землю Русскую
От напасти и погибели…
 
В завершение первого отделения прозвучала хоровая обработка популярной и фактически уже народной песни из репертуара группы «Любэ» – «Песни о коне» (муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова), а также духовный стих «Дни мои» (сл. протоиерея Андрея Логвинова), являющийся одной из визитных карточек творчества матушки Иулиании.
 
 
Поет хор харьковского Покровского монастыря
 
Был объявлен десятиминутный перерыв, и матушку, слушавшую хоры примерно ряда с восьмого, окружили ее многочисленные слушатели, получавшие автографы на красивом цветном буклетике (вручались бесплатно каждому слушателю перед концертом), дарившие ей букеты розовых, белых и красных роз, коробки с конфетами, православные календарики и книги.
 
 
С харьковскими подарочками
 
Люди успевали кратко побеседовать с матушкой, усердно и приветливо исполнявшей эту непростую авторскую обязанность.
 
 
Вокруг матушки Иулиании
 
Перерыв затянулся, однако подошло время дать слово матушке, ответить на многочисленные записки.
 
* * *
 
«Какой у монахини может быть авторский вечер?» — риторически вопросила матушка Иулиания, и тут впору было вспомнить Великопостные рассуждения диакона Андрея Кураева: «Перед нами на сцене матушка Иулиания, хотя, вообще-то, ей полагается быть в монастыре. Монахиня во время Великого поста здесь?! Но кроме этого понятного монашеского долга есть и другой — общехристианский, человеческий: помочь людям понять смысл поста, души православной. Поэтому матушка игуменья оторвала от себя, от сестер свой любимый хор и благословила певчих начать пост не в храме, а здесь, с нами, в концертном зале. И это все для того, чтобы «наш» Христос перестал быть только нашим, чтобы для людей Он стал ближе».
 
«Мы на сцене, чтобы через песнопения донести до публики важность покаяния в это время, и, видимо, на то воля Божия…» — добавляла сама матушка, на харьковском вечере подчеркнув, что через это внутреннее раздвоение-недоумение она уже прошла. И поняла, что следует находиться там, куда Бог определил, что следует исполнять дело, на которое благословлена. Потому сегодня больше времени приходится проводить в разъездах, концертах и меньше — собственно в обители.
 
 
 Матушка Иулиания (Денисова) отвечает на вопросы харьковчан
 
Отвечая на вопросы о личном пути к Богу, матушка рассказала о чудесных событиях своей семьи (исцелениях и других). Вспомнила о семейной молитвенной привязке к святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу Иоанну (Максимовичу), уроженцу Харьковщины, выпускнику Харьковского университета, о том, что исцеление от рака почек она вымолила младшему сыну пред образом Божией Матери Жировицкой в одноименном монастыре в Беларуси («Богу возможно всё», — говорит матушка), однако больше старалась рассказать о своей профессиональной деятельности, при этом подчеркивая, что певчие на клиросе должны рано или поздно воцерковляться. «Путь на Земле у человека один — к Богу, — утверждает м. Иулиания, — остальное — тропинки и увиливания».
 
«Дело не в том, как мы поем, но прежде всего в том, что мы вкладываем в пение, — говорит регент и удивительно продолжает, — на клиросе голос особо не нужен, главное — душа и слух. Если большой голос, то куда ты его денешь? Он же просится вовне. И нужно огромное смирение, чтобы его не выпячивать. Поскольку хор — умение соборное, совокупное».
 
Хор должен петь на клиросе так, чтоб молящиеся не обращали во время службы на него внимания, считает матушка. 
 
«Как стать регентом»? — спросили матушку в записке. «Регентом может стать любой музыкант, — отвечает м. Иулиания, сама по специальности музыкальный теоретик, и, как она говорит, «немножко композитор», — руки связаны с интонацией, с речевым аппаратом. Кто хорошо говорит, у того и руки подвижны. Конечно, приходилось сложно, когда я получила благословение руководить в начале 1990-х церковным хором из трех, а потом из пяти человек». «Начинала дирижировать одной рукой, потом оказалось, что можно и двумя делать разные движения, — всерьез шутит матушка. — Приходилось самой выдумывать дирижерские знаки, потом оказывалось, что их придумали сотни лет назад. Но главное — договориться с хором на спевках, что и как ты показываешь. А потом на концертах ты просто напоминаешь хору то, о чем прежде договорились». Она считает, что одной из современных хоровых проблем, с которой приходится сталкиваться в работе, является проблема нахождения баланса между молитвенно-внутрицерковным характером исполнения песнопений и понятным способом донесения содержания этих песнопений до современного человека.
 
Харьков — традиционно город очень музыкальный и очень хоровой. Потому были заданы вопросы о современных православных песнопениях для детей. Она назвала авторов, с ее точки зрения, достойных исполнения: Ирину Болдышеву (Санкт-Петербург), регента детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина при храме в честь иконы Божией Матери Владимирской, и свою воспитанницу Елену Богданову (Москва), которую матушка обучала в Минске с первого класса музыкальной школы. Сейчас популярны в детской православной среде произведения Е. Богдановой «Херувимская» и «Единородный Сыне».
 
 
За минуту до концерта. В центре зала о. Феодор Воскобойников
 
Одна из важных тем, которой коснулась матушка Иулиания в своем выступлении, была тема подворья Елисаветинской обители, находящемся в деревне Лысая Гора, в 30 км от Минска, где создан приют для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и возведен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». В реабилитационном центре под руководством священника сбившиеся с социального пути люди живут, трудятся, проводят досуг. При приюте имеются разные мастерские, большая скотоводческая ферма, сад, пасека, в питомнике разводятся среднеазиатские овчарки, есть и свой театр, библиотека и вокально-инструментальный ансамбль.
 
К слову, в фильме «Инокиня» есть очень живой эпизод, когда матушка Иулиания подыгрывает на электросинтезаторе этому подворскому ВИА, исполняющему известные поп-песни, в частности «Вот, новый поворот», вызывая улыбки сестер-монахинь и батюшки. В фонд подворья будут перечислены и средства, собранные от продажи билетов на харьковскую встречу с м. Иулианией.
 
* * *
 
Большое стечение народа в тот вечер в харьковском Успенском соборе еще раз подчеркнуло, что матушка Иулиания — человек провиденциального служения, призванный к своей миссии, к ней стекаются люди, приезжающие на концерты порой издалека. Кто-то по каналу «Культура» посмотрел фильм «Инокиня», кто-то наткнулся на информацию о хоре в Интернете. Это же справедливо для ее хорового коллектива, в котором есть певчие даже из весьма отдаленных от Минска мест.
 
С 2010 г. монахиня Иулиания проводит в Минске фестиваль хоровых коллективов «Державный глас», в котором участвуют все желающие: профессиональные и любительские, церковные и светские хоры, с программами по 20-30 минут. Репертуар фестиваля — православные песнопения и песни, а также народные песни и хоры русских композиторов, ориентированные на православие. В фестивале в нынешнем году участвовал хор харьковского храма в честь священномученика Александра.
 
Одна из поклонниц творчества матушки написала ей такое краткое посвящение:
 
Птица ли то вспорхнула?
Нет... Это взмах рук.
Солнышко заглянуло? —
Нет — то улыбка глаз, губ.
 
В этих строках — полнота любви к матушке Иулиании и уважения к ее труду, столь нужному тысячам православных по всей Руси — Белой, Великой и Малой. И всё правда: и про красоту рук матушки, и про удивительную улыбку ее глаз и губ.
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
создание сайта: drupal-service.ru