

В январе «Газпром» перечислил «Нафтогазу» $578,4 млн ($239,5 млн долл. за декабрь, $175,1 млн за январь и $163.8 млн предоплата за февраль), что составляет треть всех доходов госбюджета за тот же период. Об этом на своей странице в Facebook
На фоне худшего за всю историю Украины наполнения доходной части бюджета (по итогам января зафиксирована недоимка 13,8 млрд гривен, или 24,5% от плана) газпромовские деньги случились как нельзя кстати. Причины разрастания бюджетной «дыры» те же, что и в прошлом году, – завышенный курс гривны (вливания нерезидентов в ОВГЗ), а также падение как объёмов, так и цены импорта газа. Чуть «поддержать штаны» Киеву позволило временное блокирование возмещения НДС экспортёрам и авансовый платёж налога на прибыль от «Нафтогаза». Глядя на эти цифры, можно констатировать, что инфляционно-девальвационная модель развития окончательно исчерпала себя и украинская экономика фактически умирает.
«Интересно, какими бы были финансовые результаты „Нафтогаза“ и экономическая ситуация на Украине, если бы мы не обосновали новые исковые требования и потом не обменяли их на новый транзитный контракт? Это уже не говоря о более чем $2,9 млрд, которые «Нафтогаз» получил в конце декабря от „Газпрома“ по решению Стокгольмского арбитража. Является ли нормальной ситуация, когда „Нафтогаз“ имеет экономическую прибыль только от транзита? Или когда поступления от транзита газа равны трети поступлений в госбюджет?» – задаётся вопросом Ю. Витренко.
Кстати, президент Украины Владимир Зеленский уже
Он напомнил, что для спасения ситуации с наполнением бюджета министр финансов Оксана Маркарова уже предложила продать валюту со счета госказначейства, где лежат те самые отсуженные у России деньги. «Таким образом Минфин может закрыть дыру в бюджете», – отмечает эксперт. По скромным меркам, Украине проедать $2,9 млрд можно долго, но проблема в том, что в дальнейшем таких щедрых поступлений от Москвы больше не ожидается. «Уже начиная с этого месяца „Нафтогаз“ будет получать плату за транзит не за три месяца, как в январе, а только предоплату за один следующий месяц», – напоминает Ю. Витренко, а начиная с 2021 года «Газпром» забронировал не 60 млрд м³ на год, а 40 млрд м³.