

Новый президент Польши Анджей Дуда
Очень мило, что Дуда записал Польшу в «сильнейшие государства Европы» - страну, которая даже по уровню ВВП находится где-то на 8-9-м месте после Турции. Однако это не отменяет вопрос о том, почему вдруг президент Польши выступил с подобным заявлением, какие цели он этим преследует? Официальные представители ДНР и ЛНР уже заявили о неприятии подобных инициатив. «Увеличение числа стран, участвующих в Минске в переговорном процессе по мирному урегулированию на Донбассе, только усугубит ситуацию, поэтому мы будем блокировать такие инициативы», -
* * *
Чем же вызвана такая «активная» внешняя политика нового президента Польши? Представляется, что её причины лежат в двух плоскостях. Во-первых, в польских внешнеполитических задачах в Центральной и Восточной Европе. Во-вторых, в роли Польши в обслуживании геополитических имперских интересов США в этом регионе.
Новый президент Польши является представителем партии «Право и справедливость», которая по многим вопросам занимает радикальные позиции. В частности, проявляет зоологическую необузданную русофобию. Например, львиная доля политиков партии явно разделяет доктрину АВС (Adriatyk – Baltyk – Czarne Morze) и собирается внедрять ее на практике. А поскольку она подразумевает усиление роли Польши на всем пространстве от Балтийского моря в направлении Адриатики и Чёрного моря, то логично, что новый польский президент ищет, за счет чего это усиление может быть реализовано.
Радикальность ПиС и нового президента этим не исчерпывается. Хотя никаких ни официальных, ни полуофициальных заявлений на эту тему Дуда нигде не делал, однако его сторонники почему-то уверены, что он пообещал вернуть пять восточных польских воеводств, а также считает, что Львов и Киев - это также польские города. Это можно списать на ситуативную эйфорию, однако, когда об этом заявляют даже
Как справедливо отмечают
Кстати говоря, показательно, что в Европе тоже не в восторге от избрания Дуды. Даже с учетом традиции не приглашать на инаугурацию нового президента многих зарубежных гостей, игнорирование этого события со стороны Брюсселя и европейских столиц – весьма знаково.
В целом же Польша чувствует себя отодвинутой от текущего украинского процесса, хотя во время недавнего госпереворота играла одну из ключевых ролей. А ныне главную роль играют «старшие товарищи» по Старой Европе – Германия и Франция. Польше, Венгрии, Румынии и еще ряду государств остается лишь выполнять миссию перевалочных пунктов для украинских беженцев, быть территорий для проникновения украинских неонацистов и бороться с контрабандой. Никаких политических дивидендов это не приносит – одни проблемы.
И, судя по всему, Польша решила идти в наступление.
Но все равно подобная ретивость Польши выглядит странной, если учитывать роль США и их отношения с Берлином и Парижем.
США явно недовольны текущими соглашениями по Минску-2, руками Киева стараются их сорвать или глубоко переформатировать. По линии самого Киева идёт блокировка работы Трехсторонней контактной группы (прежде всего по военной и политической подгруппам), а также эскалация военной напряжённости по линии разграничения, которая, по словам министра иностранных дел РФ Лаврова, стала напоминать линию фронта.
Однако этого оказывается недостаточно. Можно отметить несколько как прямых, так и косвенных попыток США войти в переговорный процесс, которые жестко пресекаются остальными игроками. Судя по всему, сейчас мы наблюдаем смену тактики. И тараном (или первым пробным шаром) в ней должна стать Польша.
В традиционной для американцев манере этот шаг преследует несколько целей. Если все участники переговоров по украинскому кризису согласились бы на то, что Польша станет еще одним их участником, это гарантированно затянуло бы работу Контактной группы и рабочих подгрупп. А ожидаемый отказ полякам в их инициативе позволит американцам говорить, что, мол, те, кто выступают против присоединения Польши, на самом деле и не хотят выполнение Минска-2. Подобный аргумент направлен на снятие части ответственности с Киева за срыв переговоров в Минске. В то время, когда киевский режим движется к полному срыву Минска-2 семимильными шагами.
Кроме этого, это еще и торпедирование усилий Берлина и Парижа. Атака на их роль в минских переговорах может привести к самым неожиданным результатам. В том числе и признанию с их стороны инициативы Варшавы. Возможно, именно для смягчения позиции Берлина и Парижа Киев и активизировал военные действия в зоне разграничения. Причем активизировал до такой степени, что глава МИД Германии Штайнмайер был
Кстати, не исключено, что Польша – не последний игрок, которого США хотят бросить на амбразуру в украинском конфликте. Да и сам Дуда заявил о необходимости подключения к процессу «сильнейших государств Европы».
Возможно, для США инициатива Варшавы – это пробный шар, задача которого – открыть окно Овертона для других игроков, на которых США ставят по-настоящему. И это будет естественно для польско-американских отношений, где вечная роль Польши – быть у Вашингтона на подхвате в роли «чего изволите». Возможно, в обмен на это США пообещали Польши свою поддержку в других важных для нее вопросах. Тем более что США не первый (и наверняка не последний) раз играют на противопоставлении Старой и Новой Европы, поддерживая остатки польского «былого величия».
* * *
Следует понимать, что все подобные инициативы при всей их изобретательности однозначно направлены на разрушение Минска-2 и всех достигнутых там договоренностей. А Киев рассчитывает таким путём уйти от ответственности за срыв годичных переговоров и невыполнение своих обязательств по минским соглашениям. Эти попытки более чем очевидны, и киевскому режиму следует осознавать, что ответственность за срыв минских соглашений, новый виток убийств мирных жителей и военных преступлений неизбежна.